Самое главное в блоге - информация (контент). Именно мысли, которыми блогер делится со своими читателями, идеи, которые смело выносятся на всеобщее обсуждения, рассуждения, которые проводятся по тому или иному вопросу, и определяют полезность блога. Т.е. чем интереснее пишет автор, тем большее число постоянных читателей он приобретёт со временем.
Если Вы, например, учитель истории, то это отнюдь не значит, что Вы должны писать в свой блог исключительно об истории и о преподавании истории. Блог - это как публичный дневник, где Вы можете отражать любые свои мысли. С вами произошёл интересный случай? Расскажите о нём! Нашли в Интернете полезную ссылку? Поделитесь ей! Захотелось пофилософствовать на отвлечённую тему? Сделайте это в своём блоге! Такие посты сделают Ваш блог интереснее для всех читателей: для Ваших учеников, для коллег, для случайно зашедших посетителей, для подписчиков.
2. Активность блогера обеспечивает актуальность блога
Очень часто встречаются блоги, в которых за три месяца написано лишь две статьи. Для блога образовательного характера это катастрофически мало. Конечно, садиться писать в блог "из-под палки" нет смысла. Но и публиковать 10 постов в год - не дело. Старайтесь чаще находить какие-то актуальные темы, на которые Вы хотите поговорить. И вместо того, чтобы поболтать о чём-то со знакомым - поговорите об этом с читателями на страницах своего блога.
3. Где завести блог?
Просматривая блоги-участники конкурса, я был удивлён, что их подавляющее большинство реализовано посредством сервиса Blogger.com. Я могу предположить, что это обусловлено наличием рекомендации использовать именно этот сервис и инструкции по работе с ним в популярном среди учителей блоге Марины Курвитс. Я не буду высказывать против этой блог-платформы, но и агитировать её использовать также не стану. Если бы меня попросили порекомендовать платформу для ведения блога, то я бы не задумываясь назвал Живой Журнал (ЖЖ). Это поистине легендарная платформа с достаточно большими возможностями. Но как бы ни были велики её возможности, они не сравняться с возможностями, например, конструктора сайтов uCoz. Поскольку на uCoz возможно создать не только блог, но и сайт практически любой сложности, то и функциональных возможностей Вашего блога будет значительно больше, чем в ЖЖ или Blogger.com. Конечно, работать с uCoz не так просто, как вышеназванными блог-платформами, зато намного более интересно. По вопросу выбора платформы для блога, многие высказываются в таком стиле: "Хорошо, что учитель вообще решил вести блог. Надо выбрать простейшую платформу!"; "Учитель только-только начал пользоваться Интернетом - он никогда не освоит uCoz!"; "Пусть он хоть простейшей системой научится пользоваться - и то ладно!" и т.д. Я же категорически не согласен с такими утверждениями! Зачем занижать возможности педагогов? Я убеждён, что раз уж учитель пришёл в Интернет, пришёл в блогосферу, то он с удовольствием (и без больших проблем) освоит интересную и многофункциональную систему.
Отмечу, что если появится необходимость в инструкции по работе с системой uCoz для учителей-блогеров, я с удовольствием её напишу и опубликую. Но пока об этом рано говорить...
4. Имя блога - лицо блогера
На этапе создания блога к числу важнейших я бы отнёс процедуру выбора его доменного имени. Почти каждая блог-платформа предлагает воспользоваться доменным именем третьего уровня, например, myblog.blogspot.com (имена такого вида предлагает сервис Blogger.com), myblog.livejournal.com (а это формат имени ЖЖ), myblog.ucoz.ru (это одно из более, чем десятка форматов имён системы uCoz) и т.д. Конечно, можно выбрать имя для блога такого типа, но можно поступить и иначе. Почему бы Вам не подобрать для блога доменное имя второго уровня, т.е. имя вида myblog.ru или myblog.com? Тем более многие блог-платформы (в том числе все вышеназванные) поддерживают функцию смены стандартного имени (третьего уровня) на Ваш собственный домен. В наше время приобретение собственного доменного имени второго уровня уже давно недорогое удовольствие. Можно без труда найти регистратора, у которого доменное имя в зоне RU Вам обойдётся от 3 у.е. в год. Согласитесь, это копейки! Зато у Вашего блога будет индивидуальное красивое имя!
Для справки: недорого доменное имя второго уровня можно приобрести на сайте 2domains.ru.
5. Интеграция социальных возможностей
Куда мы без социальных сетей? Говорят, что если человека нет в ВКонтакте, Facebook и Twitter, то его нет в Интернете! А потому наличие на страницах блогов удобных инструментов для пользователей популярных социальных сетей лишним не будет! Во-первых, очень удобно иметь на страницах блога кнопки для быстрой отправки информации о статьях в тот или иной социальный сервис. Если Ваша блог-платформа не снабжена возможностью установить такие кнопки автоматически, то Вы можете сделать это самостоятельно, например, воспользовавшись специальным сервисом от Яндекса.
Во-вторых, не помешает установить системы комментирования, позволяющие добавлять комментарии авторизованным в тех или иных социальных сетях пользователям. Большая часть блог-платформ имеют собственные системы комментирования постов. И это создаёт дополнительные барьеры для читателей. Не всегда у посетителя есть желание регистрироваться на Вашем блоге или даже в системе, в которой работает Ваш блог. Но оставить комментарий всё же хочется. Вероятно, такой посетитель в это время авторизован в Твиттере или в социальной сети ВКонтакте. Так почему бы не иметь в блоге форму комментариев, скажем, от ВКонтакте? Или же универсальную форму комментариев (например, DISQUS)?
6. Читайте и комментируйте блоги коллег
Этот и следующий советы больше относятся не к ведению блога, а вообще к жизни в Интернете. Публиковать интересные материалы, отвечать на комментарии читателей, обсуждая с ними актуальные темы, - это, конечно, хорошо. Но не стоит замыкаться лишь на мире собственного блога. Оглянитесь вокруг: сколько ещё интересных вещей пишут Ваши коллеги, сколько интересных вопросов поднимается на обсуждение, сколько полезного можно узнать из материалов других блогеров! Я бы Вам посоветовал заглядывать иногда на страницы Ваших коллег (учителей-блогеров): читайте их статьи и обязательно комментируйте! Таким образом, Вы разнообразите Вашу жизнь в Интернете, найдёте интересных людей, услышите мнение других по волнующим Вас вопросам.
Сразу возникает небольшая проблемка... Ведь разные люди ведут свои блоги на разных блог-платформах. Системы комментирования, позволяющие оставлять комментарии от имени пользователя какой-либо социальной сети, установлены далеко не у всех. Что же делать? Ответ простой: я рекомендую завести аккаунты во всех популярных системах, в которых ведутся интересные для Вас блоги, и использовать их исключительно для комментирования. Я, например, имею аккаунты во всех популярных блог-платформах: ЖЖ (LiveJournal), LiveInternet, MAIL.RU, Yandex (и там есть возможность вести блог), Blogger.com (Blogspot), Diary, Tumblr и т.д. Во многие из них, кстати, импортируются анонсы моих постов из данного блога.
7. Не игнорируйте социальные сети
Даже и не знаю, почему мне приходится озвучивать данный совет... Но при просмотре блогов конкурсантов я с удивлением обнаружил, что ссылки на аккаунты автора в социальных сетях есть лишь в каждом десятом блоге. Но весь мир пользуется различными социальными сервисами, практически все Ваши ученики зарегистрированы в каких-либо соц.сетях... Не отставайте и Вы! Почему учителя с таким пренебрежением относятся к социальным сетям - для меня загадка. Но всё же я советую Вам завести аккаунты в самых популярных социальных сервисах. К популярнейшим я бы отнёс ВКонтакте, Twitter и Facebook. Я, например, зарегистрирован в намного большем числе социальных сетей, но активно пользуюсь только этой "троицей": я в ВКонтакте, я в Твиттере, я на Facebook.
Отмечу, что если ВКонтакте и Facebook известны и используются многими, то Twitter пока только начинает набирать обороты в русскоговорящих странах. Однако я бы не стал отворачиваться от этой системы (сервиса микроблогов). Освойте его! С первого взгляда Твиттер может показаться бессмысленным, но попробуйте активно его использовать несколько недель - и Вы поймёте, что это одно из величайших изобретений 21-го века! Летом для желающих освоить эту интересную систему я опубликовал иллюстрированную инструкцию "Twitter от А до Я". Конечно, за последние полгода веб-интерфейс Твиттера потерпел изменения, но сути это не поменяло. Так что Вы можете использовать эту инструкцию как ориентир для начала работы с этим социальным сервисом.
8. Общие рекомендации
И в последнем пункте я бы хотел в очередной 128-ой раз заострить внимание на некоторых мелких деталях, касающихся ведения блогов. 1) Не перегружайте страницы Вашего блога бесполезными гаджетами - это существенно замедляет загрузку и не приносит никакой пользы. Самыми популярными бесполезными гаджетами являются часы (никто не будет заходить на Ваш сайт только для того, чтобы узнать который час), календарь (тоже самое - никто не станет использовать Ваш блог для поиска информации о сегодняшнем числе), "глобус - география посетителей" (этот гаджет с вращающимся земным шаром, на котором точками отмечены местонахождения находящихся на сайте пользователей), гаджет автоматического перевода на другие языки (его наличие часто обосновывают наличием посетителей из других стран, но поверьте, читать Ваши статьи в автоматическом переводе никто не станет), игры (зачем размещать какие-то примитивные флеш-игры в боковых блоках страниц сайта - это очень замедляет загрузку), информеры прогноза погоды (погоду большинство узнают на Яндексе или другом поисковике, но никак не в чьём-либо блоге). 2) Я пока ни слова не сказал о дизайне. Здесь моя позиция такова: если есть возможность и желание - сделайте себе для блога уникальный аккуратный дизайн, если же Вы веб-дизайном не увлекаетесь, то и любой аккуратный стандартный дизайн Вам подойдёт. Ведь главное в блоге - это Ваши статьи! 3) Не нужно ставить множество счётчиков. Достаточно одного-двух. Я рекомендую использовать счётчики от LiveInternet.ru.
Формулируя данные советы и рекомендации, я постарался затронуть наиболее важные стороны блоггинга и жизни в Интернете в целом. Подчеркну в очередной раз, что это моя точка зрения. И она может не совпадать с Вашей.
Гиряев Денис Юрьевич, Государственное учреждение образования "Общеобразовательная средняя школа No.46 г. Витебска" (Беларусь), учитель математики